Главы
Напротив, во все глаза (плюс мощные стекла моих очков) взирал на все и всех вокруг. А теперь о том, как я там очутился. Мне хотелось встретиться с моим старым знакомым, украинским художником Леонидом Стилем. Я заехал к нему домой, на улицу Ленина. Увы, его родственники сказали мне, что он уехал на дачу. Она километрах в сорока от Киева. Там он и работает, и отдыхает. Я решил навестить его там. Однако, боясь заблудиться в «подкиевских джунглях», я обратился за помощью к моему другу Севочке Ведину, заведующему бюро АПН в Киеве. Он охотно согласился быть моим проводником. Но, в свою очередь, обратился за помощью к Виктору и Ире журналистской супружеской паре. Они охотно согласились отвезти нас к Стилю на свой «Волге». Но, в свою очередь, пригласили прокатиться и подышать свежим воз-
духом свою приятельницу, молодого врача Наденьку. Тем более что она великолепно владеет английским языком. Во всяком случае, лучше, чем я русским и, конечно же, украинским. Наденька охотно согласилась составить нам компанию. Но, в свою очередь... «Стоп!—сказали Севочка, Виктор, Ира и я.— Больше никаких «но». Иначе в гости к Стилю отправится пол-Киева. И мест в «Волге» всего пять». Итак, мы отправились в путь. И, на мой взгляд, наша экспедиция являла собой образец разумной взаимозависимости всех ее участников. И в силу этого мой диалог со Стилем приобрел совершенно иной характер, чем все другие диалоги, приведенные в этой главе. Из двусторонней он превратился в многоканальную связь.
Осмотр последних картин Стиля был равносилен полукругосветному путешествию. Леонид вернулся недавно из большой поездки по дальним странам и теперь с энтузиазмом прокладывал творческие маршруты кистями и красками по листам и полотнам. Он побывал в Италии и Испании, Алжире и Марокко, в нескольких странах Латинской Америки и показал нам около пятидесяти своих новых работ.
Тут я должен признаться в одном яз моих недостатков (в конце концов, я же честный малый). Я могу судить, более-менее компетентно о достоинствах и недостатках стихов или рассказов. Но не произведений живописи. И хотя я накупил огромное множество книг по истории и совресменному развитию изящных искусств и поместил их на самом видном месте в моей библиотеке, и хотя я посещаю все без исключения выставки художников в Дели и побывал во многих знаменитых картинных галереях мира, я всякий раз испытываю необъяснимую робость, когда пытаюсь — не вслух, нет,— просто про себя и для себя оценить какое-либо полотно. И из года в год во мне крепнет ощущение, что, чем больше у меня контактов и соприкосновений с миром живописи, тем меньше я в нем разбираюсь.
Вполне понятно, что я мог предпринять попытку понять творчество Стиля только в том случае, если я сумею вызвать его на откровенный разговор. И вовлечь в этот разговор всех членов нашей экспедиции. И сопоставим», все точки зрения. И не упустить ни одного нюанса. Я тотчас приступил к делу.
Даршан: У вас очень яркие краски. Почему?. Стиль: Они передают реальные краски жизни тех стран, где я недавно побывал. Мне кажется, что, если бы я посетил Индию и сделал бы какие-то картины там, краски были бы еще ярче. В вашей стране такая богатая палитра природы.